|
ЧТИВО
ЗАУМЬ
|
Грейхаунд.
Размышления об истории.
|
Что тут можно рассказать?
Ну, древнейшая группа пород. Cпутники фараонов, королей, монархов, лендлордов, аристократии, военной и прочей знати.
Закон о Лесах, сделавший владение грейхаундом исключительной прерогативой «белой кости и голубой крови». Елизавета I, по чьей инициативе появились первые правила испытаний борзых, а охота с ними окончательно перешла в разряд спорта. Большой оригинал лорд Орфорд, растративший родовое состояние ради собак и которому мы обязаны до сих пор не прекращающимся разговорам о влиянии бульдога на грейхаунда…
Однако, разве история — наука точная?
Да ничуть! Чаще всего мы имеем дело с нагромождением мифов и легенд, видоизменяющихся с течением времени в зависимости от отношения к событию пересказчика. И чем старше порода, тем больше разнообразных, а порой и противоречивых легенд о ней можно встретить в различных письменных источниках. Чем глубже мы копаем, тем яснее ощущаем непреодолимость временной завесы; чем полнее картина, тем она субъективнее. Но, может быть, именно в этом ее обаяние? Ведь каждый может выбрать то, что импонирует именно ему. Лично мне интересна история о том, что король Генрих VII (1457-1509), первый из династии Тюдоров, ввел грейхаунда в королевский бестиарий (книгу, содержащую описания как реальных, так и фантастических животных — некое подобие энциклопедии). Может, это важнее для понимания сути породы, чем все многословные исследования? Кстати, одно из древнейших и известнейших описаний грейхаунда очень напоминает описание из бестиария:
«Голова как у змеи,
а шея как у дракона,
спина как коромысло,
бока как у леща,
лапы как у кошки,
хвост как у крысы.»
Джулиана Бернес,
Книга Святого Альбана, 1486 год.
Конечно, какие-то факты могут иметь и материальные подтверждения. Ни одна порода собак не встречается в работах скульпторов и живописцев, начиная со Средних Веков, так часто и в столь узнаваемом виде, как грейхаунд. Что, безусловно, свидетельствует о существовании породы в том виде, в котором мы можем видеть ее и сегодня. А также о том, что принадлежали грейхаунды людям знатным, праздным и обеспеченным.
Но все это — и мифы, и бестиарии и придворная живопись — дела давно минувших дней. ХХ век сыграл с грейхаундом злую шутку. Спутник королей стал заложником коммерции, шутом, используемым на потеху толпе. Символ знатности стал символом индустрии развлечений и легкой наживы. Легендарный герой — героем стадионов и теленовостей. Популярность собачьих бегов нарастала. Появившись однажды, кинодромы множились в огромных количествах. Вместе с ними множилось и количество питомников и штампуемых в них пометов. Конечно, это не могло идти на пользу породе и большинству ее представителей. Утилитарный подход не оставил места ни для эстетики, ни для жалости. Любая инвестиция должна приносить существенный доход в короткий срок, а затем собаки часто просто уничтожались, как списанный инвентарь. Хотя, кому-то и повезло стать национальным героем. Такие клички, как Mick The Miller, Future Cutlet, Ballynennan Moon были известны большинству подданных Британской короны. Но было ли это нужно породе? Дешевая популярность дорогой ценой?
Теперь грейхаунд — не герой бестиариев, а грейпфрутовый сок с водкой, фирма автобусных перевозок! Его силуэт украшает не родовые гербы, а сигаретные пачки и джинсовые лейблы.
И еще. Если в течении многих веков владельцев грейхаундов, как и прочих собак борзых пород, интересовала не только и не столько результативность скачки, но и ее красота, равно как и красота самих собак (функция не противоречила эстетике), то ХХ век разделил любителей породы, а затем и саму породу на две неравные части: грейхаунд как бизнес и грейхаунд как хобби.
Большую часть заводчиков и владельцев (скорее пользователей) интересовали лишь скоростные качества. Способность побеждать — значит зарабатывать деньги. Много денег! И их абсолютно не интересовала никакая эстетика. Да и какая может быть эстетика у «машинки для печатанья денег»? Внешние формы часто мало влияют на способность собаки развивать предельную скорость на относительно короткой и ровной дистанции, а потому отбор по экстерьеру при разведении беговых грейхаундов не проводился.
И лишь очень незначительное количество заводчиков разводило грейхаундов ради их красоты, ради элегантности, аристократизма и благородных пропорций. В том числе, и ради приятного времяпрепровождения на собачьих выставках. Успех сопутствовал породе — на счету грейхаундов три выигранных BIS на Крафте (!), но популярными шоу-собаками они не стали. Как мне кажется, именно клеймо бизнес-славы помешало.
XXI век, что ты нам готовишь?
Глобализация, Интернет, компьютерные игры. Повлияет ли все это на дальнейшую судьбу породы? Будет ли век среднего класса веком посредственности? Потеснит ли бизнес на виртуальных собаках бизнес на реальных? Мне кажется, и да и нет. С одной стороны, доходность собачьих бегов, скорее всего, снизится. Однако, по понятным причинам, хотелось бы, чтобы это произошло не слишком быстро и не слишком резко. С другой стороны, теперь уже выставки все больше и больше становятся шоу-бизнесом (пусть и не всегда доходным), иначе говоря, перестают быть хобби. Все чаще заводчики стремятся получить собак не столько стандартных, отвечающих духу и букве породы, но собак понятных обывателю, т.е. судье-олраундеру, способных выигрывать Best-in-show. Кто бы спорил, выигрывать Бесты приятно. Но совсем не хотелось бы, чтобы этот высший титул становился самоцелью. Уже не одну породу этот путь привел к грани вырождения. И лишь здравый смысл, чувство юмора и чувство меры поможет вовремя остановиться и задуматься. Очень надеюсь, что эти качества сохраняться не только у собак породы грейхаунд, но и у ее заводчиков.
Освенская Н.Ю.Февраль 2007г.
<<< В Е Р Н У Т Ь С Я В ОГЛАВЛЕНИЕ
|